Известно, что производство препаратов, содержащих факторы VIII и IX,-
это очень серьёзный бизнес. И ничего против такого бизнеса мы не имеем: больные получают лекарственные средства, фирмы-дистрибьюторы наращивают свои капиталы. Однако, на наш взгляд, есть другая, нравственная, сторона вопроса, которая не афишируется, а то и вовсе замалчивается. Мы имеем в виду поддержку фирмами так называемых социальных (благотворительных) проектов. Под ними следует понимать спонсорскую помощь региональным организациям при проведении различных мероприятий.
Так вот, мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: спонсоры поддерживают поездки врачей и членов правления Всероссийского общества гемофилии за рубеж, оплачивая, естественно, проезд, проживание, питание, а на благотворительную помощь региональным организациям не решаются. Свидетельство тому – ситуация, сложившаяся с выбором факторов свёртывания крови в Дагестане.
В начале 2008 года мы обратились к фирмам, препараты которых буквально заполонили аптечные склады при Аптечном Управлении Минздрава нашей республики. Суть обращения сводилась к следующему. В Дагестане факторы свёртывания крови получают 50 процентов больных коагулопатиями. А другая половина проживает в труднодоступных горных районах республики, с которыми очень затруднена связь. Поэтому мы, беспокоясь о наших товарищах, не получающих жизненно необходимые препараты, просили о финансировании наших экспедиций в горы. Планировали пригласить гематолога, медсестру, арендовать автомобиль «Нива» и отправиться в горные районы для вовлечения больных в программу по дополнительному лекарственному обеспечению. Результаты предполагались следующие:
1. Включение 100 процентов больных в программу ДЛО.
2. Фирмы получают 100-процентный выбор препаратов из аптек.
По нашему мнению, такое взаимовыгодное сотрудничество и есть бизнес.
«Бизнес» же по-российски (а может, по-советски?) выглядит примерно так: фирмы гораздо охотнее спонсируют многочисленные загранкомандировки нескольких десятков человек, чем поддержат организацию больных в благородном деле помощи нуждающимся в лекарствах. А препараты, как считается, если не будут выбраны, отправятся в другие регионы России. Россия-то большая, рынки найдутся. Да, может, найдутся, но где найти дистрибьюторам дорогу к таким понятиям, как гуманизм, нравственность? Или пути к ним безвозвратно утеряны?